Прекратите морить и сокращать
Прекратите морить голодом государственные университеты и сокращать средний класс
Роберт Райх 29.02.2012
На прошлой неделе Рик Санторум назвал президента «снобом» за желание каждому дать возможность получить образование в колледже (на самом деле, Обама никогда не призывал обеспечить всеобщее образование уровня колледжа, а говорил всего лишь о подготовке выпускников школы в течение года или более).
Санторуму нет нужды тревожиться. Америка уже осложняет обучение в колледже для молодежи из семей скромного достатка. Государственное высшее образование уничтожается, и это приведёт к ещё большему сокращению среднего класса.
За прошедший год 41 штат сократил расходы на государственное высшее образование. И это после значительных сокращений в 2009 и 2010 гг. В некоторых государственных университетах, таких как Университет Нью-Гемпшира, потери государственных поступлений составили 40%, в Университете Вашингтона – 26%, в системе государственных университетов Флориды – 25%.
Рост оплаты за обучение и размера денежных взносов приводят к дефициту. В этом году плата за обучение выросла в среднем на 8,3%. Система государственных университетов Нью-Йорка увеличила оплату за обучение на 14%, Аризона – на 17%, Вашингтон – на 16%. Студенты государственных университетов и колледжей Калифорнии столкнулись с ростом платы за обучение в среднем на 21% — это самый резкий рост по стране.
Дети из семей с низким и средним уровнем достатка получили тяжелейший удар. Вспомните – средняя зарплата падает с 2000 г., с учетом инфляции.
Грант Пелла (федеральная стипендия) для студентов из бедных семей всё больше снижается, и теперь покрывает лишь треть платы за обучение и взносов (в 1980-х он покрывал почти половину, а в 1970-х – более 70%).
Задолженность по займам на образование резко растёт – Федеральный Резервный Банк Нью-Йорка оценивает её сумму в $550 миллиардов. Закон о штрафах вынуждает их возмещать, и избежать банкротства по займам на обучение практически невозможно.
И, несмотря на разглагольствования Санторума, получение хорошо оплачиваемой работы в Америке всё больше требует диплома колледжа. Глобализация и быстрые технологические изменения вознаграждают способность определять и решать новые задачи. Диплом колледжа – ещё и сигнал предполагаемому нанимателю, что молодой человек обладает необходимыми данными для успеха.
Вот поэтому в 2009 г. средняя ежегодная зарплата имеющих диплом бакалавра была на 70% выше, чем у тех, кто получил диплом средней школы. (по данным, опубликованным Census). Но государственное высшее образование – не просто личное вложение средств. Это благо для всего общества. Наша молодежь – с её способностью думать, воспринимать, исследовать и изобретать – это будущее Америки.
Раньше мы это понимали. Во времена роста государственного высшего образования — с 1950-х до 1970-х – плата за обучение в государственных университетах в среднем составляла 4% среднего дохода семьи (сравните с 20% в частных университетах).
Молодые американцы массово получали дипломы колледжей – и создавали когорту ученых, инженеров, менеджеров и профессионалов, что двигало вперёд экономику и привело к быстрому росту среднего класса.
Но начиная с 1980-х, как и во многих других областях американской жизни, мы повернули вспять. Плата за обучение в государственных университетах стала расти. К 2005-му году она составляла более 10% среднего ежегодного дохода семей. Теперь она уже подбирается к 25% — но это еще неплохо в сравнении с частными университетами (для них этот показатель составляет почти 70%). Она уже достаточно высока, чтобы воспрепятствовать многим способным молодым людям там учиться.
Государственное высшее образование было пропуском в средний класс, но теперь эти двери закрываются – просто доходы и благосостояние более чем когда-либо, начиная с 1920-х годов, сконцентрированы наверху, и это в то время, когда Америка более чем когда-либо нуждается в мозгах своей молодёжи.
Это безумие.
Где же ответ? Частично в том, чтобы сделать государственные университеты более эффективными. Каждая бюрократия, с которой я имел дело (а это были крупные бюрократы), обладает кое-каким жирком, который можно подрезать. Университеты неизбежно становятся затратным предприятием: исследования и обучение невозможно передать на аутсорсинг или превратить в компьютеризированный механический инструмент.
Вторая часть ответа – поднять оплату за обучение и взносы для студентов из семей с высоким уровнем доходов и использовать эти деньги на субсидии для ребят из семей со средним и низким доходом. Даже сейчас относительно немногие платят по официальной прейскурантной цене – многие получают небольшие скидки, пропорциональные доходу семьи. Но это не решит основных проблем.
Большая часть ответа – необходима большая правительственная поддержка государственного образования на всех уровнях. Дл этого требуется больше поступлений от сбора налогов – особенно с американцев, которые вполне способны заплатить.
Большинство американцев все еще верят в идеалы равных возможностей. И основное в наших патриотических идеях то, что мы несём ответственность друг перед другом как члены одного общества.
Эти два правила ведут к очевидному выводу: самые богатые граждане Америки обязаны платить больше налогов, чтобы дети из семей со средним и низким доходом получили шанс достичь успеха в Америке.
Инициатива в Калифорнии, ожидающая продолжения, предполагает увеличение налога на миллионеров и использование этих денег для финансирования государственного образования на всех уровнях. Это хорошая мысль, и пришла она вовремя. А другим штатам стоит ей последовать.
Роберт Райх, профессор государственной политики, ректор Калифорнийского Университета Беркли, автор книги «Негативные последствия»
http://www.huffingtonpost.com/robert-reich/santorum-snob_b_1310458.html