«Сирия под твоим крылом»: почему у XXI века нет своих «песен времени»

Уважаемые читатели!

На этой неделе чарты продолжает возглавлять песня Полины Гагариной «Сирия под твоим крылом». Mband с новым синглом «Девушка из Донецка» на втором месте, замыкают тройку лидеров «Быстрые нейроны» Натали и Рекорд-Оркестра.

Шучу, конечно.

Музыкальные души не волнует экспериментальный пуск реактора на Белоярской АЭС. Никто не поёт про Сирию под крылом. О девушках из Донецка и Луганска помнят единицы — Бахыт-Компот, Ва-банкъ там, Кобзон, но их никто не крутит по радио.

90 лет назад Ильф и Петров издевались над т.н. маленьким миром, в котором события мира большого отражались мелко, как солнце в лысине: первые пятилетки вызвали к жизни галстук «мечта ударника», а полёт героического полярного лётчика — фокстрот «мне тепло с моей крошкой на полюсе». О, эта пошлая погоня за актуальностью, брр.

Из нашего века эта «погоня поп-культуры за актуалкой» выглядит трогательно. Ведь предлагалось отнюдь не только обжимать крошку на полюсе — таким же «актуальным искусством» был написанный восхищённым австрийцем «Варяг». И дышала восхищением песня начала 30-х, которую любил ещё спустя 50 лет мурлыкать мой дедушка Альфред Францевич: «В синем океане летит в тумане «Граф Цеппелин». Не пугаясь бури, летит в лазури он один. Летит вперёд быстрее птицы, перегоняя облака…» Это был дирижабль, ув. друзья. Огромный красивый передовой дирижабль. Дирижабль-звезда, дирижабль-элвис, известный всему миру, перевозивший товары и пассажиров, шпионов и исследователей, облетевший всю планету — и потому сопровождаемый песней.

Это живое восхищение актуальным уже к концу 1970-х превратилось в полуиздевательский шансон вроде «Чего не может сделать атом». К середине 1980-х общественности прямо пели об актуальном уже только граждане типа Н. Джигурды («Кубик-рубик», «СПИД», «Раптом биля рички ревонув реактор»).

Последним случаем, когда знаменитость серьёзно пела об актуальном, был И. Тальков — и трудно назвать этот случай удачным.

Сейчас общее мнение творческих личностей — Музам Не Место На Бойне. То есть не дело творческого человека — петь про МКС, войны его страны (максимум можно абстрактно сообщить, что на войнах гибнут, а это плохо), атомный флот, героев Беслана или Горловскую Мадонну и вообще замечать происходящее вокруг. Реальность — это так низко и пошло, что и петь о ней можно только пошло (см. сортирные комические куплеты А. Макаревича про Крым). А лучше вообще не петь.

Ведь в жизни происходит столько по-настоящему актуальных вещей: ты бросил меня, свеча горит в тишине, ну почему твой номер молчит, а я прошу не уходи, наступила осень, падают листы.

Есть мнение, что это выпадение поп-культуры из актуальности — часть процесса, о котором мы уже писали неоднократно: процесса маргинализации большинства вообще. Эта маргинализация происходит сейчас в большинстве стран мира и характеризуется тем, что подавляющее большинство граждан перестают вообще принимать сознательное участие в социальной жизни. Тают профсоюзы, политические партии становятся чистыми «инкубаторами юных чиновников» и сжимаются в численности, массы всеми силами изгоняются и самоизгоняются из управления своей жизнью.

А искусство — в том числе и т.н. адская попса — просто фиксирует это своими средствами.

Источник: http://www.kultpult.ru/Siriya-pod-tvoim-krylom-pochemu-u-XXI-veka-net-svoix-pesen-vremeni-268

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Stumbler на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.